Образование детей с особыми образовательными потребностями

Специальных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста на сегодняшний день нет. Но в детских садах должны быть созданы условия для воспитания и обучения таких детей. Для этого администрация, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, педагоги дополнительного образования дошкольной образовательной организации (ДОО) разрабатывают адаптированную образовательную программу (АОП) с учетом психофизических особенностей дошкольников.

Адаптированная образовательная программа — это образовательная программа, которая адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей; обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (при необходимости) (ст. 2 п. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

При поступлении ребенка с ОВЗ или с инвалидностью в ДОО родители предоставляют документы, которые подтверждают необходимость специальных образовательных условий: заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в котором отражены все необходимые условия; справку об инвалидности установленного образца и индивидуальную программу реабилитации и абилитации.

Ребенок с ОВЗ проходит комплексное психолого-педагогическое обследование у специалистов психолого-педагогического консилиума ДОО. Цель обследования — выявить уровень актуального развития ребенка и определить объем коррекционно-развивающей помощи на определенный период. После этого разрабатывается АОП.

Психолого-педагогический консилиум ДОО может направить ребенка на повторное прохождение ПМПК, если выявит серьезные улучшения или ухудшения состояния, с целью изменить условия реализации АОП.

Утверждают АОП на педагогическом совете. Родителей детей с ОВЗ знакомят с содержанием программы; индивидуальным образовательным маршрутом ребенка; условиями, которые необходимы для успешного освоения АОП; системой оценки качества освоения образовательной программы.

В МБДОУ «Детский сад № 17» образование детей с особыми образовательными потребностями обеспечивается следующим образом: создан психолого-педагогический консилиум (приказ № 62 от 13.09.2018 г.), частично созданы условия для занятий адаптированной физической культурой детей-инвалидов и детей с ОВЗ, а также функционирует коррекционная группа для детей с нарушением речи.

ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 17»

ФГОС для лиц с умственной отсталостью

ФГОС НОО для лиц с ОВЗ

Приказ Минобрнауки “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов”

Приказ Минобрнауки РФ о приёме в образовательных учреждениях

Приказ Минобрнауки РФ об утверждении Положения о ПМПК

Приказ Минобрнауки “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов”

О сохранении сети коррекционных ОУ

О государственной аккредитации

Об инклюзивном образовании

Об итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ